Регистрация >>|
ВХОД
Активные темы форума:
Пресса

Апгрейд эмоций

Вита Мач

Белым воротничкам, проводящим лучшие свои годы в безликих бетонно-пластиковых офисах, явно не хватает острых ощущений. А именно: сумасшедших ночных погонь, явок, паролей, шифров, тайников и прочих "секретных материалов"...


Игра "схватка" - это смесь "Зарницы", спортивного ориентирования и ассоциативных головоломок. Участники игры говорят, что им нравится сочетание умственной нагрузки и игры "в поле": никогда не знаешь, каким будет следующее задание - на сообразительность или на скорость
(Фото: ВЛАДИМИР НОВИКОВ)

Игра под названием "Схватка" родилась за океаном, а пару лет назад добралась до российских просторов и здесь прижилась. Смысл игры в следующем: в штаб каждой команды по компьютеру приходит задание - фрагмент текста, который штабные аналитики расшифровывают и направляют экипажи на поиски следующего пароля. Выполнили - прошли на следующий уровень (всего их десять). Кто первым преодолел все уровни, тот и выиграл. Сценарий может быть каким угодно. В завершающей игре этого сезона он был основан на сюжете книги "Винки" - американской сатиры об игрушечном медвежонке, которого обвинили почти в десяти тысячах преступлений.

Город сошел с ума

Валерия Осипова, организатор последней версии "Схватки" и по совместительству модель Театра моды Вячеслава Зайцева, пояснила, что в игре будут участвовать 17 команд, в каждой минимум два автомобильных экипажа. То есть всего примерно 900 человек. Все игроки опытные, только мы, журналисты, - новички, толком не представляющие себе, что надо делать. Организаторы предупредили: оденьтесь потеплее и похуже, возьмите фонарик и лампочку на веревке, а также... белую ночную рубашку до колен. "Ну, это уж слишком, - решили мы. - Обойдемся. Как-нибудь проскочим". Однако на деле все оказалось куда серьезнее, чем мы думали. Первое задание можно было выполнить, только будучи облаченным в белую ночнушку (естественно, поверх зимней одежды) и держа в руке лампочку на веревке. В определенном месте надо найти праздношатающегося агента, который выдаст пароль только тому, кто в подобающем виде подойдет и, показывая на рисунок в книге, спросит: "Простите, мистер! Вы не видели моего медведя Винки?"


(Фото: ВЛАДИМИР НОВИКОВ)

Игра началась в восемь часов вечера. Всем командам поступила информация: агента следует искать на парковке возле крупного супермаркета на Шереметьевской улице. Все газуют туда. Наконец и мы добираемся до места назначения и нехотя натягиваем на себя белые халаты, полагая, что они вполне сойдут взамен ночнушек. Все равно это напоминает выгул больных в сумасшедшем доме, поскольку рядом уже мечутся фигуры в белом. На скорости из подъехавшей машины выскочили парни спортивного вида в ночнушках, натянутых на пуховики. Они действовали слаженно, как десантники: рассредоточились по всей стоянке, чтобы не пропустить ни одного прохожего, который может оказаться агентом. Происходившее заставило отбросить стеснительность ко всем чертям. Сколько можно мяться, когда конкурирующие фирмы того и гляди уведут агента из-под носа? Мы решительно покидаем авто и, размахивая книжками и лампочками на веревке, включаемся в игру. Встаем на пути лысого субъекта: "Простите, мистер, вы не видели моего медведя Винки?" "Еще раз спросите, я вам такое покажу!" - рычит мужчина, его подруга хихикает. "Простите, мистер..." - смуглый служащий супермаркета притормаживает свою тележку и застывает на месте. Вряд ли его когда-нибудь называли мистером, поэтому он вглядывается в книгу, силясь что-нибудь понять.

Тем временем люди в белом прибывают и прибывают - скоро их на парковке уже около сотни. И теперь на каждого покупателя, вышедшего из магазина, набрасывается целая толпа: "Простите, мистер..." Бедные люди ничего не понимают - одни, прижимая пакеты с покупками, шарахаются к своим машинам, другие, впрочем, реагируют вполне спокойно, добродушно посмеиваясь. Наконец наша ненормальная компания привлекает внимание милиции. От микроавтобуса отделяется широкоплечий служивый. Это грозит сорвать игру: могут загрести "до выяснения". Как поделились "схватчики", такое иногда случается - все-таки задания часто даются абсурдные, хотя и не выходящие за рамки законов.

- Че втюхиваем? - интересуется милиционер. Кажется, он принял нас за каких-то сектантов, продающих литературу.

- Это у нас игра такая, нам нужно узнать пароль, - торопливо объясняю я.


(Фото: СТАНИСЛАВ РОСЛОВ)

- А-а, ну узнавайте! - и он поворачивает обратно. В этот момент ко мне подходит игрок нашей команды и тихо говорит: "Все, наши уже нашли агента, можно уходить". Ну наконец-то...

Поскольку следующего задания еще не поступило, наш экипаж ожидает в сторонке, наблюдая за всей этой суетой. Всполошившаяся охрана супермаркета вытесняет игроков за пределы стоянки. Как выясняется позже, несмотря на то, что руководство магазина было предупреждено о готовящейся акции, по случайности об этом не сообщили работающей смене охранников.

В ожидании сигнала из штаба мы разговариваем с нашим водителем - игроком со стажем Максимом Крыловым. Он студент Бауманки, будущий инженер. В играх типа "Схватки" его привлекает сочетание умственной и физической активности. Пока мы обсуждаем пережитое - все-таки не каждый день в неглиже по городу бегаешь, - Максим комментирует: "Здесь играют люди совершенно без комплексов, готовые на все. Это еще не самое дикое задание. Вот, к примеру, как-то надо было проехать в метро несколько станций, лежа на раскладушке. Причем следовало представить съемку в качестве доказательства. Или, к примеру, в ноябре надо было раздеться до пояса и с трубой наперевес изображать танк. Только представьте, как это выглядело - "танковая колонна" со всей серьезностью начала движение по Тверской..."

Тем временем мы узнаем, что наша команда еще не перешла на следующий уровень. Несмотря на то что наши в числе первых нашли агента, по неопытности ими была допущена стратегическая ошибка: в пылу борьбы потерялась подсказка с кодом. Пришлось ждать, пока пришлют подсказку, но это заняло тридцать минут. Наконец поступило новое задание. Из него следовало, что на каком-то проспекте надо найти какое-то кафе, из которого пахнет шоколадом. Несложно было догадаться, что речь идет о "Шоколаднице". В кафе около окна должна сидеть девушка, фамилию которой предстояло узнать, для чего следовало заглянуть в ее паспорт.


(Фото: ВЛАДИМИР НОВИКОВ)

Штабисты, порывшись в Интернете, выдают нам адреса: под нужное описание подходят пять-шесть кафе. Подъезжаем к первому и понимаем, что нас опередили - из дверей выскакивают несколько человек и бегут к машине. Мы врываемся внутрь, озираемся в поисках одинокой девушки у окна. Обслуживающий персонал уже явно понимает, зачем мы здесь. "Вам зал для курящих или некурящих?" - ехидно улыбаясь, интересуется официант. "Нам - столик у окна с девушкой!" - выпаливаем мы и делаем рывок в сторону двух посетительниц. "Это не те девушки!" - раскинув руки в стороны, бросается к нам официант. Понятно, извините.

В следующем кафе пусто. Охрана и официантки, сбившись в кучку, хором кричат: "Опаздываете! Вы уже одиннадцатые или двенадцатые!" В этот момент складывается впечатление, что весь город вместе с тобой сошел с ума.

В третьем кафе нас встречает строгий охранник и пытается не пустить со словами "соблюдайте очередь". Вдоль столиков, хищно вглядываясь во всех девушек, рыскают "схватчики". К одной действительно выстраивается очередь, сейчас ее взяли в оборот двое парней: "А вы читали книгу "Винки"? Нет?" Но дело в том, что агент вовсе не обязан сразу раскалываться, его нужно разговорить, чтобы получить пароль. В этот момент нам опять дают отбой из штаба: "Все, пароль есть, уходите!" Черт, мы все время опаздываем!

Следующее задание поступает немедленно: ехать неизвестно куда и непонятно зачем. В штаб поступила видеосъемка, сделанная из быстро едущей машины. Нам предстоит понять, в каком районе Москвы была сделана съемка, и направиться именно туда. Мы едем в сторону Ярославского шоссе. Из рации доносится:

- Синюю заправку видите?

- Да!

- Давайте через нее!

- Дальше что?

- Мойка, от нее направо, ищите улицу Семашко.


Стесняться в "схватке" перестаешь очень быстро. Например, бег в ночной рубашке по оживленным улицам в компании таких же, как ты, весельчаков многим очень даже нравится
(Фото: ВЛАДИМИР НОВИКОВ)


Мы попадаем в Мытищи. Час ночи. Конечно, мы тут не одни - на перекрестке даже возникает пробка из машин, участвующих в "Схватке". Из одной выглядывает парень: на коленях - раскрытый ноутбук: "Ребята, а вы не скажете, где улица Семашко?" "Нет уж, это вы нам скажите!" - откликаются остальные экипажи. В конце концов мы оказываемся на пустыре с заброшенными домами. Зрелище еще то: человек пятьдесят, изредка перешептываясь (чтобы соперники не услышали), с фонарями обшаривают развалюхи. Мы понимаем, что снаряжение наше оставляет желать лучшего: хилый фонарик еле горит, а нам надо найти ключевую надпись в одном из заброшенных домов. В то же время опытные "схватчики" вооружены до зубов: ноутбуки, принтеры, рации, современные системы навигации, мощные фонари... Вдруг большая группа игроков резко покидает одну из развалин и уходит - по тропинке, цепочкой, молча. Понятно: они нашли, что нужно. Остальные продолжают отчаянно обшаривать стены. Наконец-то повезло и нам - на внутреннем косяке дома виднеется надпись "схдыдысч". Сообщаем об этом в штаб и стрелой мчимся туда.

Третий час ночи. Полное бессилие мозга. Еще примерно через час появляются первые сообщения: команда "Незвезды" прошла все десять уровней, они победили и взяли призовой фонд (который состоит из взносов команд). Постепенно все команды добираются до финиша. Под утро "схватчики" отправляются отмечать окончание игры в клуб. Потом будет бурное обсуждение в Интернете, а в понедельник - и в офисах.

Карлсон возвращается

На первый взгляд, такие игры должны привлекать исключительно студентов. Однако в них участвуют вполне солидные люди и тридцати, и сорока лет. В одной из игр был зафиксирован возрастной рекорд - самому старшему участнику было около 70 лет, он исполнял роль агента. Играют банковские сотрудники, айтишники, студенты, менеджеры среднего и даже высшего звена. Алексей Пелевин, генеральный директор дизайн-студии, играет уже примерно год. Считается, что в России ведение бизнеса сопряжено с постоянными стрессами, и потому никакие игры уже не нужны. Однако Алексей с этим не согласен: "Это совсем другое поведение, другой уровень ответственности. От тебя никто ничего не требует, и в то же время дух соперничества будоражит кровь". Дурацкие задания Алексей выполняет с легкостью: "Стесняться перестаешь уже на третьем уровне. Мое первое задание было таким: возле Манежной площади найти агента и спеть ему песню про Москву. Пришлось подходить к людям и спрашивать: "Можно, я вам спою?" И ничего, пел: "А я иду, шагаю по Москве". Мне даже деньги предлагали..." Уронить себя в глазах подчиненных он не боится - играть его привел коллега, и теперь это даже воспринимается как своего рода team-building, еще одна идея, которая объединяет. Для многих игра - это способ найти друзей.

И все же, почему многие выбирают именно этот вид досуга, а не, к примеру, спорт, который сулит не меньший азарт и прилив адреналина? "Играете вы, например, в футбол, - объясняет дизайнер Вадим Стародубцев. - Там надо забивать голы - это довольно однообразное действие. А в играх сочетаются самые разные виды активности, никогда не знаешь, что тебя ждет на следующем уровне. И в результате ты получаешь десять разных игр".

- Увлечение играми, обеспечивающими прилив адреналина, идет из раннего детства. Когда люди многого добились, они вспоминают о том, что было нереализовано. Участие в этих играх омолаживает, заряжает. Объясняется это новой теорией нейрогенеза: в нейронных клетках продуцируются протеины, при высвобождении которых происходят позитивные эмоции, а реакция эта запускается при овладении новыми знаниями. И пока наши нервные клетки в состоянии воспроизводиться, человек может замедлять свое психоэмоциональное старение, - комментирует психолог Института групповой и семейной психологии Ирина Якович. - Так что неудивительно, что взрослые и солидные люди соглашаются на всякие глупости. Это, кстати, и хорошее средство от депрессии. Особенно легко чудить в группе - ведь в одиночку этого делать не будешь, человек съеживается и замыкается. А когда ты не один такой странный, то это весело.

Положительный эффект игр налицо, причем без риска для здоровья, как это бывает с экстремальными видами спорта. Единственное, на что обращает внимание Ирина Якович, это нужно следить за границами вседозволенности. Все это делается для того, чтобы произвести своего рода "апгрейд" эмоций. Но не надо переносить правила игры в реальную жизнь. Здесь это не пройдет. Одно дело - когда иногда прилетает Карлсон "пошалить", и совсем другое - если вам вдруг придется с этим самым Карлсоном работать над ответственным проектом.

Рейтинг :
Ништяки&Вкусняшки7
Кто Zzzdесь ?6
КоКаиНщики5
К.О.4
Истеrija3
Интернационал2
подробнее   >>|

Copyright © 2006, ОДО «Схватка»   |   Design by tiniSin